Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна
и продуктов его переработки»
14 июня 2017 года на заседании Совета Федерации Сергей Данкверт выступил с докладом «О состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятиях по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных».
В начале выступления Руководитель Россельхознадзора сформулировал ряд важных задач в сфере компетенции Ведомства, стоящих перед всей системой исполнительной власти, среди которых ускоренное развитие агропромышленного комплекса, обеспечение населения безопасными в ветеринарно-санитарном отношении сельскохозяйственной продукций и продовольствием, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также поддержка выхода отечественной продукции на внешние рынки.
В обеспечении гарантированного выхода отечественной продукции на внешние рынки важнейшую роль должна сыграть государственная ветеринарная служба страны, одной из основных задач которой является реализация мероприятий, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение. При этом необходима гармонизация ветеринарного законодательства Российской Федерации и потенциальных стран-импортеров с учетом обеспечения режима максимального благоприятствования для российского экспорта, а также реализация мер по обеспечению благополучия территории Российской Федерации по особо опасным болезням животных.
Тем не менее статистические данные, представленные в докладе Руководителя Службы, свидетельствовали об ухудшении эпизоотической обстановки в России по ряду инфекционных заболеваний животных. В частности, Сергей Данкверт выразил обеспокоенность в связи с масштабами распространения африканской чумы свиней (АЧС) и сопряженными с этим рисками для отечественного свиноводства и возможными экономическими потерями. Так, в текущем году АЧС была зарегистрирована на территории Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Московской, Орловской, Ростовской, Самарской, Саратовской областей и Республики Крым, всего же за период с 2007 по 2016 годы АЧС регистрировалась в 46 субъектах Российской Федерации. Прямые потери за 9-летний период распространения АЧС в России оцениваются в 800 тысяч голов и 5 млрд рублей. Непрямые потери составили от 50 до 75 млрд. рублей. Эпизоотическая ситуация по АЧС усугубляется неурегулированностью в правовом отношении целого ряда вопросов при ведении гражданами личных подсобных хозяйств, отсутствием прослеживаемости продукции при выдаче ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе, и противодействием госветслужб регионов переходу на оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, а также циркуляцией вируса АЧС в дикой фауне.
Эпизоотическая обстановка нестабильна и по ряду других заболеваний животных: в декабре 2016 года был прерван начавшийся в 2010 году период благополучия территории России по высокопатогенному гриппу птиц; выявляются случаи сибирской язвы, ящура, нодулярного дерматита, бешенства, оспы овец и коз и других заразных болезней животных.
В ходе выступления Сергей Данкверт пояснил, что с целью профилактики ухудшения эпизоотической ситуации в России и установления стабильного контроля с января 2017 года Россельхознадзор проводит регионализацию территории страны. Более того, в целях обеспечения полной прослеживаемости подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции, обеспечения прозрачности работы представителей надзорных органов и внедрения риск-ориентрованного подхода при проведении контрольно-надзорных мероприятий с 2005 года Служба работает над формированием и развитием единой информационной среды в области ветеринарии и безопасности пищевой продукции. В частности, за эти годы в эксплуатацию была введена Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») и система раннего оповещения о выявлении нарушений требований к качеству и безопасности пищевой продукции («Сирано»). Также Россельхознадзор ежегодно проводит мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, поступающих на территорию России и находящихся в обороте.
Руководитель Россельхознадзора обратил внимание участников заседания на то, что применение вышеперечисленных мер усилиями только одной Службы не может гарантировать эпизоотическое благополучие всей территории России, а также качество и безопасность животноводческой продукции для потребителя.
По мнению Сергея Данкверта, качество государственного контроля (надзора) напрямую зависит от стабильности систем органов надзора; стабильности, открытости и четкости законодательства, а также неотвратимости и обязательности применения предусмотренных законодательством санкций. Одним из ключевых факторов обеспечения должного уровня контроля (надзора) является эффективное и согласованное взаимодействие всех звеньев ветеринарной службы и полноценное исполнение ими своих полномочий, что в большинстве российских регионов оказалось невозможным из-за разрушения вертикали управления в ветеринарии в результате Административной реформы 2004 года. Инфраструктура ветеринарных служб деградирует, особенно их лабораторная база, которая не позволяет проводить на современном уровне исследования в полном объеме на весь спектр возможных химических и биологических угроз. Анализ деятельности органов управления ветеринарией большинства субъектов Российской Федерации свидетельствует об их зависимости от администраций субъектов Российской Федерации и несамостоятельности в решении вопросов обеспечения эпизоотического благополучия территории субъекта Российской Федерации, о разном уровне подхода к проведению противоэпизоотических мероприятий на территории Российской Федерации, что приводит к отсутствию согласованных действий ветеринарных служб на всей территории страны.
Сложившаяся система привела к тому, что в деятельности ветслужб имеются существенные недостатки, которые на фоне сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуации способствуют распространению заразных болезней животных. Подводя итоги, Руководитель Россельхознадзора подчеркнул, что обеспечение равномерного уровня защиты эпизоотического благополучия на территории всей страны будет возможно после законодательного закрепления механизмов реализации эффективного контроля и слаженного взаимодействия компетентных ведомств.